Мост им. Е.О.Патона — один из старейших столичных мостовых переходов и крупнейший в Европе, который построили по проекту известного во всём мире советского учёного, инженера-механика и академика Е. Патона. Своим творением учёный показал всему миру, что электросварку можно и обязательно нужно использовать при сооружении мостов.
Переход, который соединял левый и правый берега Киева, разрушили в годы I-ой мировой войны, а вместо него соорудили временную переправу из металлических и деревянных конструкций. В 1940 году планировалось вместо переправы соорудить капитальный переход через Днепр, который в проектной документации назвали «Наводницкий», однако работы по воплощению в жизнь проекта нового сооружения были прерваны началом ВОВ. Оставляя Киев, немецкие захватчики несколькими авиационными бомбами наполовину уничтожили имеющиеся опоры для будущей транспортной магистрали, но их восстановили и использовали для временной послевоенной конструкции перехода через водная артерию . После завершения ВОВ возобновилось строительство капитального моста через Днепр, а назвать его решили «Киевский». Этот мостовой переход был первым, который построили после ВОВ.
Именно тогда учёный-механик впервые предложил использовать при монтаже прогонов главных балок вместо клёпаных соединений современную технологию — электросварку. Новшество инженера ранее нигде не было опробовано, и поэтому вызвало негодование коллег и недовольство начальства. Однако советскому учёному всё же удалось добиться применение его идеи с электросваркой.
Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно является балочной конструкцией с опорами на кессонной основе. Пролёты сооружения состоят из 264 блоков одного типа и длиной 29 метров. При монтаже конструкций мостовых пролётов сваркой было соединено приблизительно 11 тыс. швов. В ширину проезжая часть перехода между бордюрами составляет 21 метр, пешеходные боковые тротуары — шириной до трёх метров. Длина этого полностью сварного перехода составляет 1543 метра, который соединил пр-т Воссоединения на левом берегу Киева и бул. Дружбы Народов на правом. Въезд на правом берегу оформлен колонами парадного входа в греко-римском архитектурном стиле, с левого берега — въезд украшают две колоны, каждая в высоту до 20 метров. После того, как было завершено строительство уникального перехода, временную переправу и все старые опоры-основания, кроме одной, уничтожили.
В 2013 на уцелевшей старой основе «Наводницкого моста» установили уникальную скульптуру на воде «Редкая птица», сваренную из прутьев чёрного металла. Для безопасности движения автомобилей в 1968 году по краю построили художественное ограждение, выполненное в виде чугунного литья.
Продолжительное время это была единственная автомобильная магистраль в Киеве с огромным запасом прочности, которая выдерживает нагрузку около семидесяти тысяч авто в сутки. С ноября 1954 по июнь 2004 посередине моста проходила линия трамвая. После демонтажа рельсов, здесь была запущена троллейбусная линия. Но как оказалось, троллейбус не в состоянии справиться с перевозкой пассажиропотока, с которым ранее отлично справлялся трамвай.
Занимательные факты о деятельности Патона:
— Предположительно, история сооружения мостов относится к 1904 году, когда киевская власть решила объединить Крещатый парк и Мариинку. В том месте, где предполагалось соединение парковых зон, постоянно наблюдалось смещение земляных масс и было решено проложить здесь не парковые аллеи, а подземный переход. Для проектирования такого перехода был приглашён Е.Патон, в то время профессор-преподаватель в Московском инженерном профессиональном училище путей сообщения. Очарованный зелёными днепровскими холмами и открывающейся красивой панорамой на Днепр и левый берег Киева учёный решил, что здесь хорошо будет смотреться изысканный и утончённый мостик, который будет и уместным переходом среди этого великолепия.
Евгению Оскаровичу предложили руководить кафедрой мостопроектирования при КПИ. Через пять лет проект перехода, соединяющий парковые зоны, был воплощён в жизнь и сегодня каждому известен под названием «Мост влюблённых».
— В годы войны немецко-фашистские захватчики в неизвестном направлении вывезли собранные авторские макеты мостовых переходов.
— Благодаря разработанному Патоном методу электросварки, в годы ВОВ была автоматизирована электросварка металлических корпусов боевой бронированной машины Т-34.
— После окончания войны, Патону в служебное пользование предоставили американское авто «Линкольн Зефир».
— В течении более четверти века знаменитый учёный собрал приблизительно тысячу двести предметов, среди которых, кроме макетов, были представлены фотографии и эскизные изображения железных мостовых переходов.
Сооружение первого в мире цельносварного перехода через водную артерию завершилось в 1953, правда, его создатель не дожил всего несколько месяцев до торжественного открытия движения по нему — умер знаменитый учёный, работавший в области электросварки на 83-м году жизни. В память об учёном строение назвали его именем.
Адрес моста Патона: бульв. Дружбы Народов — пр-т Воссоединения.